Александр Невский, Св. (после 1219/1220–1263), князь Новгородский (1236–1251), великий князь Владимирский (1252–1263), проявивший выдающиеся способности полководца и дипломата.
В традицию Русской православной церкви образ «благоверного князя Александра Невского» вошел как новый тип святого воина, прославившегося не мученическими подвигами и не только личным благочестием, а в первую очередь своими государственными деяниями.
Александр – сын великого князя Ярослава Всеволодовича и княгини Феодосии, внук великого князя Всеволода III Большое Гнездо. В 1239 женился на полоцкой княжне Александре Брячиславовне. Учитывая угрозу наступления шведских рыцарей, построил укрепления на р.Шелони. 15 июля 1240 сразился со шведами, когда те, помышляя о господстве над Новгородом, дошли на кораблях до устья р.Ижоры, впадающей в Неву. В этой битве, получившей имя «Невской» и давшей Александру его прозвище, иноземцы во главе с зятем шведского короля Биргером потерпели сокрушительное поражение, причем сам Александр «возложи» Биргеру «печать на лице острым своим копием», как бы пометив его рабским клеймом. Согласно житию князя, ижорский старейшина Пелгуй (или Пелугий) увидел на рассвете перед битвой ладью со святыми Борисом и Глебом, приплывшими помочь «сроднику своему князю Александру». На том же берегу, где полки Александра не смогли пройти, нашли «многое множество избиенных от ангела Господня». Так победа новгородцев обрела черты священного эпоса.
Еще более эпична последующая судьба князя, когда он, рассерженный амбициями местной знати, переселился из Новгорода в Переяславль (ныне Переславль-Залесский). Новая опасность – в лице немецких рыцарей, захвативших Изборск, Псков, Копорье, заставила Александра вернуться в Новгород весной 1241. Взяв штурмом Псков и Копорье, а также отбив Изборск, новгородцы дали рыцарям (преимущественно Тевтонского ордена) решающий бой 5 апреля 1242 на льду Чудского озера («Ледовое побоище»). Житие поминает «полк Божий на воздусе», что пришел на помощь Александру; однако и в чисто земном отношении успех князя и его воинов был замечателен: сравнительно легко снаряженная новгородская пехота одолела закованных в броню конных рыцарей, ловко зайдя с флангов. В последующие годы Александр не раз отражал набеги литовцев и шведов, закрепляя русские притязания на финские земли. Доблестный и харизматичный военачальник (высокий «паче иных человек», с голосом, «аки труба в народе»), он пребывал бескомпромиссным противником католического Запада в переговорах (решительно отклонив в 1249 предложение папы Иннокентия IV перейти в «латинскую веру» и заключить союз для совместной борьбы с монголо-татарами).
Напротив, в отношениях с Золотой Ордой Александр выступал не как воитель, но как дипломат, сберегающий силы и старающийся замирить противника, еще более опасного в сравнении с тевтонцами и шведами. Получив в 1252 ханский ярлык на великое княжение Владимирское, он решительно подавлял мятежи против «численников» (т.е. против ордынской переписи) и сборщиков дани, тем самым предотвращая новые разрушительные походы на Русь с Востока и попутно добиваясь важных политических льгот – в первую очередь, освобождения русских земель от повинности выставлять для татар военные отряды.
Возможно вы искали - Доклад: Австрия в XX веке
Возвращаясь из очередной, четвертой поездки в Орду, Александр занемог и скончался 14 ноября в Городце Волжском, перед кончиной приняв схиму (монашеский постриг) под именем Алексий. 23 ноября погребен в Рождество-Богородичном монастыре во Владимире. В 1380 нетленные мощи князя были открыты для местного поклонения, а Московский собор 1547 положил «праздновать святому князю Александру» по всей Руси. Церковь отмечает память его 30 августа (12 сентября; день перенесения мощей) и 23 ноября (6 декабря).
Мощи князя перенесли в 1724 в Александро-Невскую лавру по воле Петра I, желавшего тем самым возвысить новую столицу. К тому же этот акт был знаменательно совмещен с днем заключения весьма выгодного для России Ништадского мира со шведами, – так дополнительно усилилась роль Александра как покровителя русского воинства. Аскетически-культовое начало было окончательно замещено политически-мирским в патриотической пропаганде накануне и в период Второй мировой войны (фильм С.М.Эйзенштейна Александр Невский, 1938; одноименный живописный триптих П.Д.Корина (1942–1943); копия центральной части триптиха была установлена в виде транспаранта на берегу Волхова во время боев за Новгород). В 1725 был учрежден орден св. Александра Невского. Новый орден Александра Невского, учрежденный в 1942, вошел в число высших советских боевых наград.
Основной источник сведений о святом – Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра (1280-е годы).