Тропарёво местность на юго-западе Москвы, между Ленинским проспектом и Боровским шоссе. Село Тропарево находилось в двенадцати верстах от Москвы.
Рельеф в этой местности был сложен. Представление о нем дает описание, содержащееся в одной из писцовых книг: "По конец усадебного врага яма, вниз врагом через излучины 250 саженей до другой водомойны, которая пришла в тот враг от пустоши Захаровой с левой стороны, налево вверх той водомойную 205 саженей до ямы, что у лоску, который лоск меж поль села Тропарево до пустоши Чернцовой, направо круто тем лоском 100 саженей вверх тем же лоском 75 саженей до дорошки из Тропарево на Боровскую большую дорогу...".
Рядом с Тропарево, вдоль тропаревского оврага протекала речка Очаковка (ранее она называлась Тарасовка, а в некоторых источниках она именуется Богородским ручьем), приток речки Раменки, которая впадает в Сетунь. Речка Очаковка берет свое начало на Теплостанской возвышенности, где, по-видимому, находились подземные ключи. Русло реки весьма извилисто, пролегало оно через села Богородицкое и Тропарево, деревню Никулино. Рельеф этой местности дает основание предположить, что местность вдоль рек была весьма живописной. Их пологие берега сменялись крутыми обрывами. Здесь можно было встретить песчаные отмели и заросшие кустарником и ивняком выступы. Иногда лес подступал прямо к реке. Возможно, именно близость реки привлекала в эти места людей, строивших здесь свои поселения. Выше по течению Очаковки в прошлые века было построено несколько водяных мельниц, они изображены на старых картах. В нескольких местах через реку были сооружены мосты, один из которых был расположен вблизи Тропарево.
Из сообщения летописи, которое приводится в трудах И. Е. Забелина, известно, что Тропарево просуществовало без малого шестьсот лет, срок почтенный: "Еще дальше к востоку три версты лежит тоже пограничное с Ратуевым станом древнее село Тропарево на тропаревском овраге. В XVII столетии оно принадлежало Новодевичьему монастырю. В нем исстари существовала церковь Чуда Архистратига Михаила, сожженная, вероятно, в Смутное время, ибо в 1627 году в селе значится только пустое церковное место. В селе находился монастырский двор, управлявший монастырским хозяйством; в нем жили монастырские детеныши, как назывались тогда крестьяне и слуги, вышедшие из сирот, призреваемых монастырями.
Исполненная в дереве, Церковь Михаила Архангела еще с XIV века была украшением села Тропарева. Церковь стоит на пригорке, по всей вероятности, на месте более древнего, языческого сооружения.
Возможно вы искали - Реферат: История района Коньково
С глубокой древности на тропаревском «враге» (овраге) стояло подмосковное село. Первые поселения здесь возникли несколько веков назад. Возможно, что когда-то здесь существовали урочища и жилища древнего человека. Как повествует древняя летопись, первое упоминание о Тропареве датируется 1393 годом, хотя есть основания полагать, что жилища древнего человека появились здесь намного раньше. Об этом свидетельствуют, в частности, раскопки, проводившиеся в курганах, расположенных в близлежащих местностях - Аминьево, Очаково, Раменки, Сетунь.
Никулино
Первые владельцы этих мест были сподвижниками Дмитрия Донского и один из них - Микула (Николай) Васильевич Вельяминов, который получил в подарок от Дмитрия Донского деревню близ Тропарева - погиб на Куликовом поле смертью храбрых. Его именем и была названа деревня - Микулино. Это название сохранялось до начала XVIII века. Потом вошли в употребление название "деревня Никулина" и "Никулино", и уже в 70-е годы XX века этот топоним запечатлелся в название близлежащего московского микрорайона.
Иван Михайлович Тропарь
Название села Тропарево, сохранилось, по всй вероятности, от первого его владельца, боярина, о котором в летописи 1393 года читаем: "сентября в 21 день преставися Иван Михайлович, нарицаемый Тропарь, в бельцех и положен в своем монастыри на селе своем..." , читаем в Троицкой летописи.
Проясним, что "бельцем" часто называли мирянина, удалившегося от мирской суеты в монастырь и посвятившего себя монашеской жизни. Можно предположить, что Иван Михайлович Тропарь принадлежал к знатному роду, вероятнее всего, он был боярином, знавшим монастырскую жизнь не понаслышке. Возможно, Иван Михайлович был из рода духовников, приближенных к великим князьям.
В основе прозвища Тропарь, от которого произошел топоним Тропареволежит нарицательное слово тропарь, обозначающее церковное песнопение в честь какого-либо праздника или святого. Слово тропарь - греческого происхождения: troparion; по какой-то причине оно могло превратиться в прозвище человека Тропарь, например, он знал и хорошо исполнял тропари. Хотя в различных источниках название села пишется также и как Трепарево, и как Требарево, и даже как Трепорево.
Поездка Митрополита Алексия в Орду
Похожий материал - Реферат: Москва и Московская губерния в начале XIX века
Сохранилось предание, по которому Ивану Тропарю посчастливилось быть проводником митрополита Алексия по дороге в Орду. Митрополит Алексий был опекуном малолетнего сына вел. кн. Иоанна Иоанновича Димитрия (будущего св. Димитрия Донского), оставшегося сиротой.
Митрополит совершил поездку в ханскую ставку Джанибека, где митрополит он чудным образом исцелил любимую жену (по другой версии - мать) хана, красавицу Тайдулу. По мнению И.Е. Забелина "ордынские цари от начала их владычества очень уважали наших митрополитов и весь поповский чин, как они выражались, почитая их молебниками, что Богу молились за них и за все их племя, а потому и освобождали молебников от всяких даней и пошлин".
Когда Тайдула заболела, Хан писал к великому князю: "Мы слышали, что Небо ни в чем не отказывает молитве главного попа вашего, да испросит ли он здравия моей супруге?" Хан не просто попросил Алексия приехать, он приказал ему это сделать, и немедленно. Он потребовал, а в случае отказа грозил новым нашествием. Последнее обстоятельство перебороло смущение Алексия.
Митрополит стал готовиться к отъезду. В Успенском соборе Кремля он с духовенством при раке Чудотворца митрополита Петра отслужил молебен Божией Матери. И во время этого молебна сама собой загорелась свеча. Эту свечу Алексий раздробил на маленькие части и раздал присутствующим, прося их молитв, а из оставшейся у него части сделал небольшую свечку и взял ее с собой в опасный путь. Перед самым его приездом Тайдула увидела во сне, что ее исцеляют христианские священники в блестящих ризах и, проснувшись, велела изготовить такие. Святителя с почестями встретили и преподнесли эту ризу. Он в нее и облачился, зажег чудотворную свечку, отслужил молебен и окропил Тайдулу святой водой. И чудо совершилось: она прозрела.
После исцеления жены, которое, судя по всему, пришлось на 6 сентября по ст. ст., когда Православная Церковь празднует Чудо Архангела Михаила в Хонех, хан Джанибек подарил митрополиту Алексию свой конюшенный двор в Московском Кремле (по другим источникам, это сделала сама царица, у которой с Алексием были очень доверительные и дружеские отношения). Конюшенный двор был переведен за Москву-реку, на Болвановку, а на этом месте в память чудесного исцеления в 1365 году митрополит основал Чудов монастырь (Архангело-Михайловский) с церковью Чуда Архистратига Михаила. Другой храм в честь Чуда Архистратига Михаила в Колосах был воздвигнут в подмосковном Тропарево - вотчине Ивана Михайловича Тропаря.
Очень интересно - Реферат: Москва и Московская губерния в начале XVIII века
Известие о совершённой митрополитом Алексеем в 1357 г. поездке в Золотую Орду передано у Н.М.Карамзина по Троицкой летописи так: "Приде из Орды посол от царицы Тайдулы к Алексею митрополиту звать его, и поиде в Орду авг. 18. Того же дни зажьглася свеча сама о себе в церкви св. Богородицы на Москве. Митрополит же, пев мольбен и свечу ту раздробив, и раздасть народу... Вборзе же из Орды отпущен бысть, зане же замятня ся доспела в Орде".
Рассматриваемое известие по Рогожскому летописцу читается в следующем виде: "Того же лета прииде из Орды посол от царици Таидулы к пресвященьному Алексию митрополиту звать его в Орду, да посетить еа нездравие. И поиде митрополит в Орду месяця августа в 18, на память свято[ю] мученику Фрола и Лавра. Того же дни и зажьглася cвечa caмa o ce6e в цepкви нa Моcъкве. Митрополит же Алексии, пев молебен со всем крилосом и свечю ту разъдробив, и раздасть народу на благословение, а сам поиде в Орду. Милостью Божиею вборзе из Орды отпущен бысть, зане же замятьня ся доспела в Орде"
Другим заслуживающим внимания летописным памятником, сообщающим о поездке митрополита Алексея в Золотую Орду, является Супрасльская летопись. Обстоятельства путешествия излагаются в ней так: "Приде посол изо Орды от царици Таидулы ко Алексею митрополиту зовути его к собе нездравия ради своего, и поиде митрополит во Орду. И проводи князь великии Иоан Ивановичь до Володимера, и при них зажьжеся свеща во церкви святыя Богородици в Володимери во иконы святои Богородици, юже написа Петр митрополит, августа 18. И вборзде отпущен бысть на Русь"
Эти события нашли отражение в гербе современного Тропарева - пламенеющий меч Архистратига Михаила перекрещенный с серебряным восточным мечом с золотыми эфесами, и серебряный головной убор ордынской ханши вместе с серебряным православным крестом символизируют тот зыбкий мир, существовавший между враждующими тогда Золотой Ордой и Русью.
Фома Саларев
Считается, что боярин Иван Тропарь был родоначальником семейства Тропаревых. Хотя более вероятной кажется версия, по которой Иван не имел наследников (как человек, удалившийся в монастырь в качестве послушника ("бельца"), и село стало именоваться именно благодаря ему одному, а не династии бояр Тропаревых.
Вам будет интересно - Доклад: Декабристы в Москве и Московской губернии
В одной из купчих грамот 1491 года фигурирует "Фомина земля Трепарева" - название деревни источники иногда приводят именно в таком написании, через е. По сложившемуся мнению, Фома Тропарев, владелец села Тропарева, был известным в Москве сурожским гостем. По версии, приведенной выше, в данном случае слова "земля Тропарева" означает не пренадлежность, а уже закрепившееся название села. А Фома по фамилии был Саларев - родственник выходцев из Италии Солари, тех, которые владели распологавшимся неподалеку селом Саларевым (Именно так - Соларевы - была передалана на русский лад фамилия Солари).
Гости-сурожане - так называли в Русском государстве купцов (армян, греков, итальянцев) из древнего Сурожа (Судака, Сугдеи), которые с XII века часто и надолго приезжали в Москву, а с XV века, после завоевания Османской империей генуэзских колоний в Крыму, многие из них осели здесь навсегда, обзаведясь семьями, быстро освоив новые язык и культуру и уже во втором или третьем поколении "измосквичившимися".
Обозначение "сурожские гости" в XVI веке утрачивает первоначальный смысл, распространившись на высший разряд московского купечества, который торговал самыми дорогими товарами (хотя Черное море в XIV веке именовалось Сурожским морем). Сурожане селились в самых привилегированных районах города (в Китай-городе это место называлось "крымок"). Многие из "гостей", не ограничивая себя торговлей, добивались права владения вотчинами и боярскими титулами, участия в политической жизни.
Одним из таких купцов был Фома, владевший селом Тропаревым (возможно, выкупивший эти земли) в XV веке. Как уже говорилось выше, Тропарево - не единственное подмосковное владение сурожских купцов. О селе Салареве есть упоминания, что в середине XV в. оно принадлежало Даниилу Салареву - сурожскому гостю; от него оно перешло к сыну Федору, а в середине XVI в. было за Тимофеем Саларевым. Из этого же рода происходил Пьетро Антонио Солари, который возводил Спасскую башню Московского Кремля.
В конце XV века Тропаревские земли переходят из купеческой в дворцовую вотчину. Ок. 1490 года Фома переезжает в Новгород, получает от Великого князя местные земли в свое владение и в свою очередь передает ему свои подмосковные вотчины. Вот как это происходило. В 1478 г. Новгород был окончательно присоединен к Московскому великому княжеству. Многие купцы из Москвы были переселены в Новгород, этим Иван III закреплял за собой непокорную новгородскую территорию. Понятно, что при перераспределении конфискованных в конце XV в. новгородских земель определенную долю получили и переведенные из Москвы в Новгород гости-сурожане. Как отмечает В.Е.Сыроечковский, "В переписной оброчной книге Деревской пятины 1495-1496 гг. мы встречаем деревни Гаврилы Саларева и Фомы Саларева, "что ему дал князь великий противу его земель московских". Слова документа "противу его земель московских" и указывают на перевод Саларевых из Москвы в Новгород, причем Саларевы теряли свои московские владения" . Так и тропаревская земля стала дворцовой вотчиной.
Похожий материал - Реферат: Москва в период укрепления русского централизованного государства (XVI-XVII в.в.)
По одной из легенд, Фома мог быть потомком тех сурожских купцов, которых Дмитрий Донской взял в качестве проводников в походе на Куликово поле в 1380 году. До нас дошли имена десяти гостей-сурожан, ходивших с Дмитрием Донским на Куликово поле, среди них были Михайло Саларев, Дементий Саларев, Иван Ших и другие.
Новодевичий монастырь
В конце XVI века село переходит во владение Новодевичьего монастыря, в связи с чем оно стало более часто упоминаться в межевых и писцовых книгах.
Из исторических документов известно, что при основании монастыря ему были выделены три тысячи рублей из царской казны. Кроме этого, из вотчин дворцового приказа монастырю было пожаловано село Тропарево. Есть версия, что в 1583 году царь Иван Грозный передал село Тропарево в вотчинное владение Новодевичьего монастыря в качестве вклада при пострижении в монахини своей невестки Елены, вдовы убитого им в гневе старшего сына Ивана.
Это отражено в архивных монастырских записях последней четверти XVI века. В ту пору в Тропареве находился монастырский двор, управлявший хозяйством как самого села, так и "тянувших" к нему деревень, из которых к середине XIX века уцелело лишь Никулино.