План
Введение
1 Предыстория
2 История
3 Холокост в Прибалтике
Список литературы
Введение
Евреи в Прибалтике, остзейские евреи, прибалтийские евреи — составная часть мировой еврейской диаспоры, проживающая со времени не позднее средневековья в Прибалтике — географической области, прилегающей к южному берегу Балтийского моря, к востоку от условной границы с Балтийским Поморьем.
1. Предыстория
Первое свидетельство о проживании евреев в Прибалтике принадлежит епископу Пражскому Адальберту. Будучи послан в 997 году насаждать христианство среди литовцев, он сообщает о наличии в Литве евреев[1].
Возможно вы искали - Реферат: Арабские евреи
Мнения о происхождении евреев Прибалтики расходятся. В биографиях многих раввинов и других видных деятелей указывается, что родились они в Пруссии и северной Германии и прибыли в Курляндию морем. Бруцкус, со своей стороны, указывает как главный источник иммиграции (помимо Литвы) Польшу[2].
С присоединением Волыни (первая половина 14 в.) численность еврейского населения Литвы значительно возросла. В конце 14 в. великий князь Витовт переселил из Крыма наряду с пленными татарами часть крымских евреев и караимов в город Троки (ныне Тракай), ставший впоследствии караимским центром Польско-Литовского государства; караимские общины возникли в Луцке и Владимире-Волынском.
2. История
С приходом крестоносцев в Прибалтику до проживавших там евреев стали докатываться из Европы волны антисемитизма, провоцируемого властями. Так, в 1309 году гроссмейстер Фейхтванген (н.-нем. Sehfridt von Feuchtwangen) предписал:
Ради славы Бога и чести Марии, которым служим, указываем твёрдо выполнять, во-первых: ни еврей, ни чернокнижник, ни колдун [..] да не останется и да не будет потерплен в наших землях; и любой, их укрывающий, да пострадает вместе с ними.
Похожий материал - Реферат: Религия и мифология Древнего Египта
— Jolowicz , Geschichte Der Juden in Königsberg i. Pr. Posen: Verlag von J. Jolowicz. 1867, S. 1-2 См. также сокращённый английский перевод[2]
.
В 1388 году Великий князь Литовский Витовт в предисловии к жалованой грамоте отмечает, что это не новые привилегии, а лишь систематическое изложение прав, которыми евреи издавна уже обладают. В конце XIV века отмечается переселение евреев и в соседнюю Курляндию. Источником их исхода в XIV веке была, в том числе, Германия, во многих местностях которой (в частности, в 1453 году в Силезии) «евреи были поголовно истреблены».(БЭ)[3]
Ещё в 1441 году Казимир Ягеллон пожаловал трокским евреям грамоту на магдебургское право в том же объёме, в каком оно было даровано Вильне, Ковну и христианской части самих Трок. Через полвека, в 1495 году Александр Ягеллон приказал «жидову з земли вон выбити».[3]
В начале второй половины XVI века положение евреев в Прибалтике вновь ухудшается в связи развалом Ливонского ордена и его переходом под власть Польши. Ситуация усугубляется тем, что именно в это время сама Польша (где евреям были предоставлены широкие права, но только в пределах личных королевских имений), ввиду наплыва евреев из Моравии и Богемии, начинает вводить ограничения и возводить барьеры. В 1539 году Сигизмунд Август ходатайствует перед Иваном Грозным о разрешении въезда евреям в Москву. В 1549 году он же установил особую поголовную еврейскую подать по одному червонцу, дабы «дать почувствовать более других тяготу охранения и защиты государства тем, которые богатеют от выгод Польского королевства».
Очень интересно - Реферат: Мифология и религия Древнего Египта 2
Вставая в 1561 году ради сохранения своей власти под защиту короля Сигизмунда Августа, магистр Кеттлер пожертвовал интересами ливонских евреев, и последние вынуждены были подчиниться ограничениям, под игом которых уже находились евреи в Польше. В частности, Pacta Subjectionis запрещал им торговать или брать в откуп пошлины, акцизы, налоги и т. п. Zeigenhorn констатируетуточнить , что с момента подчинения Курляндии Польше вплоть до 1670-х годов евреи в Курляндии не жили — за исключением Пильтена.
В Пильтенском епископстве — Гробине, Газенпоте и части Виндавы статус евреев был более благоприятен. Закон разрешал им организовать общины и участвовать в торговле. Последний епископ Курляндии, Иоганн фон Мюнхгаузен, способствовал поселению на его территории богатых евреев, от которых получал немалый доход в форме налога на право проживания и выдачу привилегий на коммерческие операции.
Старейшая из общин в Пильтенском округе находилась в Полангене (Паланге), ранее принадлежавшей Великому княжеству Литовскому. При восстановлении в 1831 году записей в pinkes, сгоревших в годы польского мятежа, было вновь записано, что еврейское кладбище и погребальное братство здесь были открыты в 1487 году (Г. Розенталь отмечает сомнения в достоверности этого утверждения). Начиная с 1570-х годов отмечается, что многие евреи в Пилтене владели недвижимостью. В городе Айзпуте даже отмечены случаи предоставления некоторым прав гражданства — редкая привилегия в те времена.
В 1639 году король Станислав IV предоставил евреям Полангена и Горжд в Жмуди права гражданства и возможность получения патентов на торговлю, ремёсла и ведение сельского хозяйства, освободив от налогов молитвенные дома (Jüdische Capellengelder) и кладбища. При передаче области в ведение Курляндии, где такой нормы не было, это привилегии были отменены. В 1718 году (период Северной войны) упоминается синагога в Пилтене. На синагогу уплачивался особый налог — Jüdische Capellengelder.
В XVIII веке Пилтене теряет свою роль центра экономической активности. Также и в Айзпуте, где на евреев приходилась немалая доля внешнеторговых операций, но к моменту вхождения в состав России при последнем разделе Польши в городе оказалось лишь 896 евреев мужского пола. И всё же, уже при российской власти, один из них — Euchel — был избран в 1797 году ратсгерром этого города. Все вопросы внутренней жизни еврейской общины регулировались кагалом.
Вам будет интересно - Реферат: Гилинский, Абрам Лазаревич
В других частях Курляндии, в том числе в Семигалии, положение евреев не было столь благоприятным, о чём свидетельствуют хорошо сохранившиеся кладбищенские надгробия в Митаве и других местах, датируемые от первых до последних десятилетий XVIII века. Герцоги Курляндии были вассалами Польши, и были не в силах предотвратить все негативные тенденции, особенно после 1561 года. Города ревниво оберегали свои привилегии — не только от евреев, но и от иностранцев вообще.
Восстание 1648-54 годов в Курляндии обернулось изгнанием евреев. Но и после этого тенденция сохранилась: в 1686 году барон фон дер Остен-Сакен добавил 5 апреля 1686 года в устав Нового Суббата положение, запрещающее евреям жить в этом городе, открывать там шинки и приобретать иную недвижимость. Постановления ландтага 1692 года, приостанавливающее ранее выданные откупы на таможенные сборы и торговлю, косвенно свидетельствуют, что к концу XVII века евреи вновь пытаются селиться в Курляндии. Об этом же свидетельствуют и другие, вновь принятые установления — в Митаве, куда переводят столицу Курляндии, им было отведено гетто. Евреи имели право селиться только в пределах еврейской улицы (как стали в обиходе звать Добленскую улицу, Doblensche Strasse), где они имели статус охраняемых евреев (Schutzjuden).
В периоды большей терпимости к евреям они получали права проживания и в других городах и местечках, где их гешефт составляло посредничество, розничная торговля, винокурение и содержание постоялых дворов. Однако время от времени по требованиям и ремонстрациям горожан герцоги вновь издавали указы о выселении евреев. В частности, 23 марта 1714 года герцог Фердинанд приказал всем евреям выселиться в течение 6 недель, под страхом суровейших кар. Аналогичным указом от 20 сентября 1760 г. отмечено и правление герцога Карла.
Регулярные выселения евреев перемежались с актами обратной направленности, при этом власти одного уровня издавали акты, противоречащие актам, принятым на другом уровне. Так, вопреки герцогскому указу 1760 года, магистрат вскоре издал указ, по которому евреи (а также иезуиты) получали вид на жительство в Курляндии на условии ежегодного платежа в 400 Альбертусовских талеров. В других случаях коммерческую (в том числе, личную) заинтересованность в прописывании евреев проявляла высшая власть. Так, Эрнст Бирон не только предоставил все права и привилегии еврею Липману (Леви), которому герцог поручил управление своими финансами, но и делил с ним прибыль (изымал часть прибыли?) от его операций. Такие исключения, отмечают Ersch and Gruber, вредили евреям в целом, создавало неприязненное к ним отношение.
Указ Елизаветы Петровны 1742 года о высылке евреев коснулся общин Митавы, Бауска, Якобштадта и других городов. В их числе Фридрихштадт был местом, куда по Двине на пути в Ригу шёл плотами лес, и на баржах — зерно, лён и другие товары русского экспорта. Указывая в ходатайстве Сенату, что это приведёт к перенаправлению грузопотоков на Кёнигсберг и Либаву, рижский магистрат приостановил своей властью исполнение указа в Фридрихштадте до окончания рассмотрения апелляции. Так же и за отмеченным выше герцогским указом 1760 года последовали акты, позволившие отсрочить его исполнение, а затем смягчить. Так, в Митаве евреям надо было либо доказать свою причастность к польско-литовской торговле, либо заплатить «sechser» с каждого дома, после чего городской голова выдавал каждому персональное разрешение на проживание. Некоторые успели так и поступить прежде, чем в следующем, 1761 году Эрнст Бирон, возвращённый Петром III из ссылки, не только отменил прежний указ, восстановив прежние свободы и привилегии евреям, но и предоставил им новые.
Похожий материал - Реферат: Лопухин, Абрам Федорович
Защита остзейских евреев от посягательств сановников на их выселение была одной из редких точек совпадения политики Петра III и сменившей своего убиенного супруга Екатерины II. Последовательным инициатором идей изгнания евреев из Прибалтики выступал генерал-губернатор Ливонии Браун. В 1765 году Екатерина удовлетворяет просьбу митавских евреев о переселении в Ригу и Петербург, приказывая Брауну выдать им паспорта. В 1770 году Браун ходатайствует перед герцогом Курляндским о выселении евреев. Остзейское дворянство обратилось к императрице с протестом, и новое изгнание не состоялось[4]. Тем не менее, новое (1775 год) ходатайство митавских евреев о восстановлении исторических привилегий — уже перед Петром Бироном (сын Э. Бирона) — свидетельствует о «контрнаступлении» местных властей. Со своей стороны, Екатерина II продолжает вмешиваться в эти процессы на стороне евреев, иногда оригинальным способом. Так, в 1785 году своим указом она включила местечко Шлок в состав Риги, чтобы вывести его из-под юрисдикции Курляндии, предоставив его еврейскому населению права граждан Риги.
К концу XVIII века в Курляндии проживало 9000 евреев. В 1835 году их число выросло до 23.030; в 1850 — 22.743; в 1858 — 25.641; в 1891 — 42.776 человек. К 1914 году евреев насчитывалось 57.200 при общем населении 783.100, или 7,3 % в общей массе.[2]
3. Холокост в Прибалтике
Территории Латвии, Литвы и Эстонии первыми из советских республик были целиком оккупированы нацистами. Они стали полигоном для апробации айнзатцгруппами технологии массовых казней, осуществленных в первые дни войны оккупантами с участием местных националистов. В августе 1941 года на этих территориях был создан рейхскомиссариат «Остланд». Методичным уничтожением евреев городов и местечек Прибалтики занимались войска СС, вспомогательная полиция при активнейшем участии местных «партизан» и полицаев. Основную же работу выполняли подразделения айнзатцгруппы «A» (для которой в 1941 году Прибалтика была основной территорией деятельности) и, частично, — айнзатцгруппы «B»[5].