Реферат: О квалитативном пассиве в русском языке

Пассивные формы несовершенного вида НСВ способны выступать в качественном значении (см. Акимова, Козинцева 1996). Качественную семантику НСВ обычно связывают с "постоянной готовностью" предмета продуцировать определенное действие в определенных условиях (это значение называют еще "потенциально-качественным" (Бондарко 1971: 30-31)). Ср. примеры на материале активных конструкций:

(1) Отец неплохо поёт старинные романсы;

(2) Она хорошо готовит борщ.

Ср. также примеры выражения подобной семантики в пассивных конструкциях:

(3) Стеклянная посуда легко моется;

Возможно вы искали - Реферат: Особенности процесса апеллятивации в сфере коммерческих наименований

(4) Крышка завинчивается с трудом.

В русской лингвистической традиции значение примеров (3) и (4) часто выделялось в качестве особого залогового значения ("пассивно-качественного"), не идентичного собственно пассивному (страдательному) значению. Об этом говорится в Грамматике русского языка (1960: 419), где, в частности, приводятся примеры типа "Эта чашка не бьётся", "Проволока гнётся", "Нитки рвутся"). Н.А.Янко-Триницкая считает, что случаи пассивно-качественного значения следует рассматривать в рамках страдательного залога (Янко-Триницкая 1962: 116).

Рассматриваемые конструкции продолжают привлекать внимание исследователей, в том числе с типологической точки зрения. Так, Леч (1978) предложил называть их "модальным пассивом". Хорошо известно, что такие конструкции способны включать в свой состав модальные глаголы, ср.:

(5) Стеклянная посуда может легко мыться;

(6) Крышка может завинчиваться только с трудом.

Похожий материал - Реферат: Языковая политика в городе: право языка vs. языковые права человека (право на имя)

Тем не менее сам термин представляется не вполне удачным, поскольку модальность в данном случае - свойство не пассива, а самой качественной семантики НСВ. Ср. "модальный актив", который также способен включать аналогичный модальный глагол:

(7) Она может хорошо готовить борщ.

Отметим также, что обсуждаемые здесь конструкции типа (3) и (4) рассматривались также с типологической точки зрения в работах (Недялков 1978; Недялков, Генюшене 1991) как особый тип рефлексивных конструкций. В последней публикации подобные предложения называются "квазипассивом".

Цель настоящей статьи - рассмотреть и проанализировать обе стороны конструкций типа (3) и (4): т.е. как сходство, так и различие данных образований с пассивными конструкциями.

Основное различие между конструкциями с формами НСВ, выражающими пассивно-качественное значение НСВ, и "классическим" возвратным пассивом заключается в том, что первые не могут включать в себя агентивное дополнение в творительном падеже. Как известно, возможность включения формы творительного агентивного является одним из наиболее важным синтаксическим критерием пассивности. Формально подобное включение в конструкции типа (3) и (4) часто является допустимым, но сдвиг в семантике получается настолько существенным, что преобразованная конструкция вряд ли может рассматриваться как синоним. Ср. (8а) и (8б):

Очень интересно - Реферат: О категории репрезентации русского глагола

(8а) Эти задачи с трудом решаются;

(8б) Эти задачи с трудом решаются Сережей Петровым.

В (8а) качественная семантика характеризует объект (эти задачи), между тем как в (8б) следует говорить скорее о качестве обозначенного субъекта действия, т.е. агенса (например, о неумении или нерадивости Сережи Петрова).

Отметим, что пассивные конструкции могут существовать и без агентивного творительного. Подобные примеры достаточно обычны и, по некоторым подсчетам, преобладают в русских текстах по сравнению с теми случаями, когда агенс выражен.

Пассивная конструкция с отсутствующим агентивным творительным может быть преобразована в неопределенно-личную активную конструкцию, как, например, в (9а) и (9б):

Вам будет интересно - Реферат: Усвоение иноязычных структурных элементов в русском языке

(9а) В Русском музее открывается выставка работ художника Филонова;

(9б) В Русском музее открывают выставку работ художника Филонова.

Однако применение подобного правила преобразования к конструкциям, выражающими пассивно-качественное значение, оказывается невозможным. Так же, как и в случае (8б), это приводит к ослаблению качественной семантики. Ср. пример (10), в котором в результате проведенного преобразования становится возможным (помимо качественного) процессуальное или неограниченно-кратное "прочтение" аспектуального содержания:

(10) Эти задачи решают с трудом.

На мой взгляд, трудности подобной трансформации тесно связаны с проблемой включения в указанные конструкции агентивного творительного. Если референция агенса остается "слабой", то неясно, в каком варианте агенс должен появиться в активной конструкции в результате преобразования.

Похожий материал - Реферат: Концепт «огонь» в картине мира русского народа

Однако для случаев (3) и (4) несомненным остается объектный характер семантики центрального участника ситуации ("носителя предикативного признака" - см. об данном термине (Бондарко 1992: 54-57)). Это позволяет рассматривать (3) и (4) как вариант пассива (несмотря на различные оговорки типа "пассивно-качественное значение", "модальный пассив", "квазипассив"). Семантика пациенса - главный аргумент, объединяющий квалитативный пассив с классическим пассивом.

Возникает следующий вопрос: какие отличительные черты мог бы иметь предполагаемый агенс в случаях, подобных (3) и (4)? Мне представляется, что в рамках того, что принято называть "пассивно-качественным" значением возможно выделить по крайней мере два различных варианта.

Первый вариант (как в случаях (3) и (4)) требует семантического элемента агентивности. Ср. также (10):

(10) Проволока гнется.