Введение.
Интерес к истокам типографского дела пробудился в далеком XVIIвеке. В самом начале столетия неизвестный нам по имени автор так называемого Пискаревского летописца поведал о широком развитии книгопечатания при царях Фёдоре и Борисе. В послесловии к богословской книге Трефолгион, вышедшей с Московского Печатного двора в 1638 году, рассказано об основании типографии в Москве. Здесь были впервые названы имена первопечатников - Ивана Федорова и Петра Мстиславца.
Имя Ивана Федорова хорошо известно как в нашей стране, так и за её пределами. Уже исследователями второй половины XX века были открыты новые, ранее не известные стороны деятельности первопечатника. Раньше его считали не больше, чем ремесленником, мастером, теперь в нём видят писателя, художника, просветителя, педагога, наконец – политического деятеля.
Появление типографского станка – важная веха в истории культуры. До изобретения книгопечатания, по словам академика В. И. Вернадского, «человеческая личность не имела никакой возможности предохранить, хотя бы несколько, свою мысль от исчезновения, распространить её широко, переждать неблагоприятное время и сохранить её до лучших времен. Вечно и постоянно всё создавалось и вновь разрушалось тлетворным влиянием всеразрушающего времени» [ 2,с. 79]. С изобретением печатного станка устное слово, будучи записано, а затем воспроизведено в десятках, сотнях и тысячах оттисков, становится активным средством воздействия на массы, орудием просвещения и воспитания, инструментом распространения знаний.
Поскольку изобретением Ивана Федорова люди пользуются до сих пор, тема реферата остается актуальной и в наше время. Целью данной работы является выявление роли Ивана Федорова и его преемников в формировании и развитии восточнославянского книгопечатания.
Возможно вы искали - Реферат: Деятельность пресс-служб политический партий
1. Деятельность Ивана Федорова в Москве.
Старопечатные издания – начало могучего книжного океана наших дней. Среди них – фолианты в роскошных переплётах и изящные книжки – малютки, скромные учебники грамоты и листовки – однодневки, учёные трактаты и иллюстрированные «книги бедняков». Сейчас они – памятники былых времён, но не столь уж давно книга, изготовленная типографским способом, являлась новейшим техническим достижением. Впитав и обобщив многовековой опыт рукописной книжности, книгопечатание с первых десятилетий своего существования стало важным фактором развития культуры, мощным орудием идеологической борьбы. Не удивительно, что старопечатные книги помогают ныне исследователям лучше понять сложность и многообразие культурной жизни прошлых столетий, связи и взаимоотношения разных эпох и стран. Возникновение книгопечатания восточнославянских народов неразрывно связано с именем Ивана Федорова
[ 3, с. 10-11].
О детских и юношеских годах жизни Ивана Федорова не сохранилось. Известно лишь из послесловия к Апостолу, что он был дьяконом церкви Николы Гостунского в Московском Кремле. Нет сведений, где и кого обучался русский первопечатник типографскому искусству. Возможно, он работал в анонимной типографии. Об этом говорит сходство некоторых полиграфических приёмов, использованных в московских безвыходных изданиях и в книгах, выпущенных в Москве Иваном Федоровым [ 1, с.26].
Старые русские историки считали Ивана Федорова не более чем ремесленником, послушным исполнителем воли «просвещенных людей» - царя Ивана VI и митрополита Макария, задумавших приобщить Россию к печатному слову. Историки установили, что мастера, стоявшие у истоков книгопечатания, знакомившие с типографским делом разные страны и народы были высокообразованными людьми, зачастую имевшими университетское образование. Сохранилась книга Краковского университета, в которой записывали имена лиц, удостоенных учёных степеней. Здесь можно найти имя «Ивана сына Федора Москвитина». Немировский Е. Л.не исключает, что это – будущий московский первопечатник [ 4, с. 121-122].
Похожий материал - Курсовая работа: Дзіцячыя перыядычныя выданні: характар камунікацыйных зносін з аўдыторыяй
Единственные документы из которых мы узнаем о деятельности Ивана Федорова в Москве ,послесловия к московскому и львовскому изданиям Апостола [1,с. 26] .В Апостоле , напечатанном Иванов Федоровым и Петром Мстиславцем,- можно прочитать : « По велению благочестивого царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси и по благословению преосвященного Макария митрополита начали изыскивать мастерства печатных книг, в год 61-й восьмой тысячи в 30-й год царствования его благоверный царь повелел устроить на средства своей царской казны дом, где производить печатное дело». Это – первое ,ставшее знаменитым , свидетельстве о начале русского книгопечатания.
Трудами советских истериков, исследователей архивов и книгохранилищ было неопровержимо доказано , что в это десятилетие между началом «изысканий» мастерства печатания книг и выходом в свет законченного прекрасного издания - Апостола Ивана Федорова – было напечатано в Москве несколько книг . Нет никаких данных о том , кто из напечатал , когда они вышли в свет и в науке за ними закрепился термин « безвыходных» изданий ,книг ,не имеющих выходных данных. Поскольку не указано, в какой типографии они были изготовлены, называют их также «анонимными» изданиями. Вместе с тем сейчас уже ни у кого нет сомнений, что напечатаны они была именно в Москве. Заметна их близость к московским рукописным книгам и к более поздним неоспоримым московским изданиям Ивана Федорова и его учеников; общими оказываются у них оформительский приемы.
Иван Федоров остается лучшим из наших первопечатников. Поскольку несколько книг, предшествовавших его Апостолу, не имеют выходных данных. В. Капустин оставляет их как бы в предыстории начала книгоиздательства на Руси. Общественною, авторизованную ,сознательно изданною книгой – для того времени и для Москвы – является только Апостол. Иван Федоров – первых кто, поднимается над уровнем «простого» ремесленника ,печатника – исполнителя. Он был не только «мастер», притом «хитрый» ( т.е. искусный ), как его называли современники и люди близких ему поколений. Иван Федоров, по мнению И.В. Капустина ,был великим новатором и вместе с тем – живым человеком с присущими людям порывами
Научиться своему мастерству он должен же был у кого- либо! В старое время высказывались даже мысли о том, будто он ездил учиться в Германию. Мифических иностранцев объявляли учителями Ивана Федорова те, кто не верил в мастерство русских умельцев. Объявляли «учителем» Ивана Федорова Петра Мстиславца на том основании, что ,происходя из города Мстиславля ,будучи ,вероятно ,белорусом, он мог получить там какие-либо навыки от самого Скорины , - если бы только великий белорусский просветитель не напечатал свою последнюю книгу в 1525 году, за 40 лет до деятельности Ивана Федорова с Петром Мстиславцем , которого всегда называют на втором месте после Федорова, именуя его « клевретом», помощником последнего [ 6 ,с.1-2].
Иван Федоров выработал новую технику набора, трудоемкую, но оригинальную. Все надстрочные знаки отливались отдельно от литер. Сами же литеры изготовлялись различных величин. При наборе с литерами меньшей высоты между строками образовывались пустоты, которые заполнялись надстрочными знаками или пробельным материалом. В книгах напечатанных Иваном Федоровым, случайные оттиски пробельного материала уже не встречаются, что свидетельствует о возросшем умении и мастерства набора и печати. Широко применяет прием слепого тиснения
Очень интересно - Реферат: Ефективність і дієвість інформаційної діяльності
Иван Федоров : в Апостоле 1564 года не менее 25 полос. Порою концевая полоса заполнена стоками точек , литерами , в совокупности образующими причудливые узоры , ромбы, прямоугольники, цепочки из расположенных в шахматном порядке знаков. Слепое тиснение используется как своеобразное художественное убранство книги. Много разногласий вызвал вопрос по существу художественно-исторический и общекультурный – о происхождении стиля убранства ранней московской книги, того , что часто называют старопечатным орнаментом. И.В. Капустин обращает внимание на то , что он эволюционирует от книги к книге и наконец торжествует в замечательной системе декораций Апостола Ивана Федорова, в книге ,которая во всем представляется стоящей на высоте , до какой не дано было подняться всей её предыстории [ 6 ,с. 5] .
Апостол печатался целый год – с 19 апреля 1563 года по 1 марта 1564 года . Это - выдающееся произведение русского первопечатного искусства , по техники печати ,качеству набора и оформлению Апостол намного выше анонимных изданий. Книга напечатана черной и красной краской. Технология двухцветной печати напоминает приемы анонимной типографии. Но Федоров вносит и новое. Он впервые применяет у нас двухпрокатную печать с одной формы. Использует он метод двухпрокатной печати с двух наборных форм ,как это делалось во всех европейских типографиях.
Московский Апостол снабжен большой фронтисписной гравюрой , изображающей евангелиста Луку [ 1 ,с.27] . Иван Федоров использовал для большой гравюры Апостола рамку из издания Библии на чешском языке 1540 года, напечатанную с немецкой гравюры из более раннего издания . А последняя сама была вариацией итальянских и южно-французских мотивов. Лучшей , по истине поразительной книгою московской печати был и остался на долгое время Апостол Ивана Федорова 1564 года, новаторская , смелая , необычная книга , одна из таких которые, как считает И.В. Капустин, делают эпоху в истории культуры. Смысл издания Апостола в том новом , что было внесено его создателем : в том что он снабжен замечательным рассказом , послесловием Ивана Федорова , никак не богослужебным ; в том , что его украшает вначале большая гравюра ,которая впервые в нашем книжном искусстве определенно и точно использует для своих целей иноземный оригинал в стиле Возрождения ; в том , что весь Апостол снабжен десятками крупных заставок ,мастерски гравированных на дереве, в таком числе и качестве, которого не достигал старопечатный стиль ; в его новой печатной техники ; в том , что Иван Федоров подверг редактурному пересмотру текст Апостола ,заменяя малопонятные старославянские выражения близкими к народному языку [источник 6, стр.6].
Деятельность Ивана Федорова продолжалась еще год. В 1565 году быстро, один за другим, он вместе с Петром Мстиславцем выпускает два Часовника, впервые создавая в Москве новый тип малоформатного печатного сборника общеупотребительных молитв, книжки, по всей вероятности, бывшей также и учебною [ 6, с. 6]. Учебный характер и небольшой формат объясняют исключительную редкость этого издания. Книга быстро зачитывалась и ветшала[1, с.27].
В послесловии к Часовнику говорится, что напечатан он «подвигом и прилежанием, трудами и изысканием Ивана Федорова да Петра Мстиславца». Очевидно, не только исполнение, но и инициатива издания была в их руках; два издания Часовника отличаются различною редакцией текста. Иван Федоров все время шел к живой речи, к общепонятности языка, по мнению И.В. Капустина, следует признать, что Иван Федоров завоевал место в истории русского искусства как замечательный мастер книжной гравюры. Он как художник – это мастер, знающий и понимающий достижения искусства Возрождения и помнящий вместе с тем в первую очередь практику замечательных художников русской рукописной книги.
Вам будет интересно - Курсовая работа: Жанр интервью в газете "Красное знамя"
Его старопечатный стиль – энергичная пластическая лепка листьев и ветвей. Он соединяет эффекты черного и белого, линии и фона. В этом его новаторство. Он отчетливо сознает и воплощает специфику гравюры на дереве, ксилографии. Функции заставок, или фигурных наборных окончаний старой книги, когда спусковая полоса оканчивалась как треугольник, обращенный вершиной книзу, были художественно – декоративными и имели практически – общественное значение, помогая процессам чтения, раздельного восприятия частей, на которые делилась книга. Шрифт Ивана Федорова тесно связан по рисунку со шрифтами безвыходных книг. Но он имеет и свои особенности. Букву “ Ж ”, например, Федоров вырезает и отливает со своеобразно нависающим слева верхним завитком. Его шрифт чуть наклонный, буквы как бы упруго гнутые, хорошо читаются [ 6, с. 6].
Вскоре после издания Часовника Иван Федоров и Петр Мстиславец вынуждены были покинуть Москву. Известно, что Иван Федоров подвергся в Москве гонениям за свою деятельность. Упоминание в послесловии к львовскому Апостолу о «многих обвинениях в ереси», заставляет предположить, что одной из главных причин преследования Ивана Федорова и Петра Мстиславца было их критическое отношение к тексту печатаемых ими богослужебных книг, их «вольнодумство» [1, с. 28].
2.Иван Федоров в Заблудово.
Покинув Москву, Иван Федоров и Петр Мстиславец отправились в Литву. Они остановились в имении Заблудово,к западу от Белостока, принадлежавшем гетману Григорию Александровичу Ходкевичу,
Белорусско-литовскому магнату, но русской ориентации. Ходкевич предложил Ивану Федорову печатать русские православные книги с целью сохранения национальной самобытности русско-белорусского населения, боровшегося против насильственного ополячивания и католицизма, за свой родной язык и национальное достоинство.
Похожий материал - Курсовая работа: Жанровое своеобразие произведения А.С. Свирского "Ростовские трущобы"
Первой книгой, напечатанной московским мастерами в Заблудово, было Евангелие Учительное, вышедшее в свет 17 марта 1569 года. Это был сборник «бесед» с толкованием евангельских текстов. Эта книга уже значительно отличалась по оформлению от московских изданий. В ней имеется титульный лист и предисловие, написанное Ходкевичем. Шрифты и заставки те же, что и в московских изданиях. После отпечатания Евангелия Мстиславец расстался с Иваном Федоровым и перебрался в Вильнюс. Причины, побудившие его к отъезду, не известны. В Вильнюсе Петр продолжал печатать книги.
Вторым заблудовским изданием была Псалтырь с Часословцем, печатавшаяся с 26 сентября 1569 года по 23 февраля 1570 года. Это-одно из лучших изданий Ивана Федорова, напечатанное уже им самим без помощи Мстиславца.
В 1569 году произошло объединение Литвы и Польши, и гетман Ходкевич отказался от продолжения политической борьбы и предложил Ивану Федорову заняться сельским хозяйством в подаренном ему имении [ 6, с. 28-29] . Но заманчивое предложение не прельстило московского книгопечатника, и он сказал гетману: «Не пристало мне в пахании и в сеянии семян жизнь свою коротать. Вместо сохи у меня ремесло художественное, вместо семян житных- духовные семена подлежит мне по вселенной рассеивать.»[ 4, с. 123].
3. Книгопечатание во Львове.